В статье рассматривается образ Лондона как сложного семиотического и социокультурного пространства на материале романа «Зов кукушки» (2013) Роберта Гэлбрейта (псевдоним Дж.К. Роулинг). Город предстает в тексте как многослойная структура, в которой сосуществуют исторические, топографические, этнические и культурные элементы, способствующие формированию целостного, но неоднородного «городского текста». Исследование опирается на литературоведческий и культурологический подходы, интерпретируя Лондон как символическую модель, репрезентирующую классовое, этническое и культурное разнообразие британского общества. Особое внимание уделено функционированию ключевых лондонских локусов (Дэнмарк Стрит, Мэйфэйр, Брикстон и др.) и их роли в создании хронотопа произведения. Через призму восприятия главных персонажей - Корморана Страйка и Робин Эллакотт - город раскрывается как пространство семиотических контрастов и межкультурной коммуникации. Анализируются топонимическая насыщенность текста, реалистичность урбанонимов и использование знаковых культурных маркеров британской идентичности (пабы, транспорт, архитектура, язык). Благодаря этому, образ Лондона представлен в романе с исключительной топонимической точностью и детальной визуальной, звуковой и чувственной наполненностью. Британская столица удивительно «полифонична» и сочетает в себе разнородные и контрастные элементы: от респектабельных районов до неблагополучных окраин, от узнаваемых туристических мест до малоприметных уголков, знакомых только местным жителям. Таким образом, Лондон в романе представлен не только как физическое, но и как смысловое пространство, отражающее социокультурную динамику современной Великобритании.
|