Статья посвящена изучению цветочных образов в поэтическом творчестве знаменитого французского поэта XVI века Пьера де Ронсара. В работе применяется исторический подход к анализу стихотворений, предполагающий учёт эпохи создания произведений и событий того времени. В поэтическом наследии знаменитого французского поэта XVI века Пьера де Ронсара доминируют темы быстротечности времени, прощания с юностью и увядания человеческого тела. В них получает дальнейшее развитие мотив Горация carpe diem. Образы цветов, в особенности роз, имеют исключительное значение в раскрытии душевного состояния поэта. В своем литературном творчестве Пьер де Ронсар использует лексему «rose» и ее производные более семисот раз. Однако с риторической точки зрения это многократное повторение не представляет собой развернутую метафору. Скорее, это антанакласса, поскольку в поэтическом тексте Ронсара слово «rose» получило много различных значений. В результате анализа установлено, что в лирике Ронсара образы цветов имеют высокую смысловую нагрузку. В поэтическом мире Ронсара роза часто наделена антропоморфными чертами. Иногда образы девушки и розы сливаются и противопоставляются лирическому герою. Связанные с розой метафоры появляются также в рамках темы Весны и передают процесс рождения чувства любви. При этом они сосуществует с темой смерти, что отражает соотношение между состояниями души и тела влюблённого поэта. В некоторых произведениях роза нередко означает не физическую смерть, а скорее «смерть чувства», когда влюблённый перестаёт стремиться к объекту своей любви. Произведения Пьера де Ронсара, в которых встречаются образы роз, отражают характерную для эпохи Bозрождения сосредоточенность на темах неумолимого хода времени, быстротечности красоты и неминуемости смерти человека.
|