Главная страница
russian   english
<< назад

Название статьи

РАССКАЗ Ю. КАЗАКОВА «ПРОПАСТЬ»: ПОЭТИКА МИФОЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА


Номер журнала
3
Дата выпуска
2025

Раздел
ЛОКУСЫ И ТОПОСЫ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1-32
Страницы
57-85
Ключевые слова
Юрий Казаков, «Пропасть», петербургский текст русской литературы, мифопоэтика пространства, Yury Kazakov, The Abyss, the Petersburg text of Russian literature, mythopoetics of space

Авторы
Корнилов Захар Алексеевич

Место работы
Корнилов Захар Алексеевич
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского


Аннотация
В статье представлена первая часть исследования, посвященного рассказу Ю.П. Казакова «Пропасть». По эпистолярным свидетельствам восстанавливается история работы над текстом; приводится обзор интерпретаций «Пропасти», сделанных современниками и исследователями творчества Казакова. Несмотря на утрату последних страниц, рассказ сохранил целостность благодаря высокой структурной связности. Анализируется пространственная композиция рассказа. Первое пространство - экспедиции - строится вокруг образа пути, в нем вычленяются два подпространства, противопоставленных по авторской оценке. Второе пространство - ленинградское - рассматривается с точки зрения петербургского текста русской литературы. В «Пропасти» отражена оппозиция двух главных петербургских мифов: об основании и разрушении города. В зависимости от соотношения хаотического и космического начал (проявляющих себя в системе лейтмотивов, в мифологических и театральных подтекстах) пространство Ленинграда в «Пропасти» имеет «дневную» (первая глава: преобладание космического), «ночную» (вторая глава: равновесие космоса и хаоса) и «призрачную» (третья глава: преобладание хаотического) ипостаси. Сельский и ленинградский миры противопоставлены «архитектурно» - по горизонтали и вертикали, а также на уровне мифологических архетипов - как «этот» и «тот» свет; в то же время отдельные их признаки соположены. Динамическое взаимодействие пространств и их вариантов становится ясным при анализе сюжетной структуры, на чем будет сфокусирована вторая часть работы.

Загрузить статью