В статье представлена первая часть исследования, посвященного рассказу Ю.П. Казакова «Пропасть». По эпистолярным свидетельствам восстанавливается история работы над текстом; приводится обзор интерпретаций «Пропасти», сделанных современниками и исследователями творчества Казакова. Несмотря на утрату последних страниц, рассказ сохранил целостность благодаря высокой структурной связности. Анализируется пространственная композиция рассказа. Первое пространство - экспедиции - строится вокруг образа пути, в нем вычленяются два подпространства, противопоставленных по авторской оценке. Второе пространство - ленинградское - рассматривается с точки зрения петербургского текста русской литературы. В «Пропасти» отражена оппозиция двух главных петербургских мифов: об основании и разрушении города. В зависимости от соотношения хаотического и космического начал (проявляющих себя в системе лейтмотивов, в мифологических и театральных подтекстах) пространство Ленинграда в «Пропасти» имеет «дневную» (первая глава: преобладание космического), «ночную» (вторая глава: равновесие космоса и хаоса) и «призрачную» (третья глава: преобладание хаотического) ипостаси. Сельский и ленинградский миры противопоставлены «архитектурно» - по горизонтали и вертикали, а также на уровне мифологических архетипов - как «этот» и «тот» свет; в то же время отдельные их признаки соположены. Динамическое взаимодействие пространств и их вариантов становится ясным при анализе сюжетной структуры, на чем будет сфокусирована вторая часть работы.
|