В статье рассматриваются опыты в жанре сентиментальных путешествий («Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» (1800) и «Досуги Крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду» (1803-1805)) государственного деятеля и литератора П.И. Сумарокова (ок. 1767 - 1846), в которых описывается Крымский полуостров на рубеже XVIII - XIX столетий, вскоре после его присоединения к России. Первую поездку в полуденный край П.И. Сумароков предпринял в 1799 году в роли вольного путешественника, а во второй раз он посетил Тавриду в 1802 году уже в качестве чиновника, судьи. В исследовании поднимается важный вопрос о слиянии традиций религиозной и светской литератур в анализируемых текстах, а также выявляются мотивы и черты жанра хождения, берущего свое начало еще в древнерусской словесности. В ходе анализа отмечается, что травелоги П.И. Сумарокова объединяют с древнерусскими хождениями следующие черты: важная роль православной культуры в авторском мировоззрении, сакральность и символичность пути, включение описываемых событий в контекст мировой истории и особая каузальность. Исследование также показало, что гражданский пафос и назидательность, присущие крымским травелогам Сумарокова, неразрывно связаны с религиозным мироощущением автора.
|