Статья вносит вклад в изучение проблематики, связанной с целостным и всесторонним анализом использования В.А. Соснорой в поэтических текстах фольклорных образов и мотивов. Объектом исследования являются сборники «Продолжение», «Из Леси Украинки», «Знаки», «Тридцать семь», «Дева-рыба», «Хутор потерянный» и «Верховный час», опубликованные в последнем прижизненном издании В.А. Сосноры «Стихотворения», вышедшем в 2018 г. в авторской редакции. Выделяется шестнадцать текстов, в которых присутствуют фольклорные мотивы и образы. Отмечается семантическая неравноценность обращения к фоль-клорным материалам в этих произведениях, в связи с чем выделяется группа текстов, в которых фольклорные аллюзии и реминисценции играют вспомогательную роль, а также группа текстов, в которых обращение к фольклору является концептуальным. К первой группе может быть отнесено тринадцать из шестнадцати текстов, в то время как ко второй группе отнесены три стихотворения: «Гамлет и Офелия», «Семеро», «Як ти мiг дочекатись, чи справдиться слово твое». В последнем случае В.А. Соснора прибегает к использованию автоцитаты из раннего сборника «Всадники». В каждом случае выясняются источники фольклорных мотивов и образов, их художественная функция в стихотворении, место в контексте всего поэтического творчества В.А. Сосноры. Делается вывод о достаточно отчетливой тенденции к снижению частотности и семантической значимости обращений к фольклорному материалу в поэтическом творчестве В.А. Сосноры в 1970-е гг. по сравнению с ранними сборниками стихотворений автора.
|