Статья посвящена исследованию эволюции литературных стратегий описания внутренней событийности в русскоязычной поэзии XX века. Автор анализирует изменения когнитивной доминанты (фокуса) как ключевого фактора трансформации интроспективного режима в поэтическом тексте. В центре авторского внимания оказываются такие фигуры поэтов, как Велимир Хлебников, Геннадий Айги, Аркадий Драгомощенко и другие. Показано, что работа с когнитивными примитивами начинается еще во второй половине XIX века, а в качестве одной из ключевых поэтических фигур, работавших с сенсорными примитивами, называется Афанасий Фет. Автор полагает, что изменение когнитивной доминанты представляет собой один из аспектов системной культурной динамики, а в качестве ключевых нелитературных факторов, влияющих на изменение интроспективных режимов, называются научно-философские, коммуникационные и технические трансформации социальной реальности. В статье выделяются три базовых интроспективных режима: 1) стратегия, в основе которой лежит фокусировка на сенсорных (перцептивных) переживаниях; 2) стратегия с фокусировкой на отдельных когнитивных функциях, на которые распадается поэтическое «я»; 3) стратегия, в рамках которой происходит фокусировка на нескольких планах одновременно, что приводит к реализации модусов нелинейного и децентрализованного внимания. Автор прослеживает связь между усложнением интроспективного режима и усилением внутренней перформативности текста, понимаемой как 8 лингвокреативное моделирование переживания поэтического события в восприятии читателя. В статье показано, что развитие интроспективных режимов сопровождается усложнением дискурсивных и коммуникативных стратегий, создающих сложное смысловое целое поэтического высказывания.
|