К ИСТОЛКОВАНИЮ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «АРИОН» (1827) |
2 | |
2019 |
ПУШКИНИСТИКА |
научная статья | 82 | ||
24-43 | А.С. Пушкин, Преподобный Виссарион, Н.М. Карамзин, юродство, дворянское сословие, монашество, A.S. Pushkin, Rev. Bessarion, N.M. Karamzin, foolishness, nobility, monasticism |
В работе сделана попытка проследить, как в творчестве А.С. Пушкина складывались основные мотивы стихотворения «Арион». Автор предлагает новый подход к интерпретации стихотворения, альтернативный укоренившейся в школьной практике «декабристской» трактовке или толкованию, основанному на анализе мифологических элементов данного текста. В поле зрения автора находится лицейское послание Пушкина к Н.Г. Ломоносову (1814), где образы, к которым поэт впоследствии обратится в «Арионе» (море, чёлн, парус и др.), используются в обобщенном, метафорическом значении. Также актуализируются некоторые фабульные особенности православной житийной литературы. В частности, речь идёт о знакомстве Пушкина с житием Преподобного Виссариона Чудотворца (пам. 6 июня ст. ст.), египетского святого, подвизавшегося в V веке н.э. Прослеживаются существенные «переклички» между жизненным путём преп. Виссариона и биографией Пушкина, также осознававшего свою особость, даже юродивость, несоответствие своей судьбы обыкновенным жизненным путям. Это осознание могло стать источником образа мореплавателя, выброшенного на берег после кораблекрушения, который присутствует и в «Арионе», и в житии преп. Виссариона. Кроме того, отмечается сходство жизненных положений святого и поэта: Пушкин тоже ощущал невосполнимую утрату, которая в его случае была не отвлеченно-иносказательной, а вполне конкретной, относящейся к социально-политической сфере. Следуя во второй половине 20-х годов в русле общественно-исторических взглядов Н.М. Карамзина, поэт поддерживал идею просвещенной монархии, опирающейся на родовую аристократию, однако реальные общественные процессы противоречили этому идеалу. Возможно, в «Арионе» нашли отражение мысли Пушкина по поводу трансформации прежнего сословного уклада и судьбы его сторонников. Делается вывод, что существующие интерпретации «Ариона» не являются исчерпывающими, в связи с чем необходимо искать новые пути к пониманию известного стихотворения. |
![]() |
1 . Вацуро В.Э. Комментарий // Пушкин А.С. Стихотворения лицейских лет. 1813 - 1817. СПб., 1996. 2 . Листов В.С. Новое о Пушкине. История, литература,зодчество и другие искусства в творчестве поэта. М., 2000. 3 . Модзалевский Б.Л. Библиотека А.С. Пушкина. Приложение к репринтному изданию. М., 1988. 4 . Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина«Евгений Онегин». Перевод с англ. СПб., 1998. 5 . Немировский И. В. Декабрист или сервилист?(Биографический контекст стихотворения«Арион») // Легенды и мифы о Пушкине. СПб., 1994. С. 168-184. 6 . Черейский Л.А. Пушкин и Л.А. Ломоносов // Временник Пушкинской Комисии. Вып. 20. Сб. научных трудов. Л., 1986.С. 189-191. 7 . Милюков П. Верховники и шляхетство. Ростов-на-Дону, 1905. 8 . Цявловский М.А. Записки официального назначения // Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 6 т. Т. 5. М-Л., 1936. С. 713-715. |