Статья посвящена анализу тех эсхатологических воззрений, которые напрямую или подспудно воплощены в песенных текстах Александра Башлачёва (1960-1988). Устанавливается, что эсхатологическая концепция знаменитого поэта, рок-музыканта и барда не может считаться однородной, так как обнаруживает ярко выраженную тенденцию к трансформациям, обусловленным, с одной стороны, общественными изменениями перестроечных лет, а с другой - моментами его индивидуальной биографии. На основе анализа текстов Александра Башлачёва, а также систематизации и осмысления научных работ соответствующей проблематики делается вывод, что поэтика Александра Башлачёва отражает не одну, а две эсхатологические концепции, которые нельзя сводить к простым частным модификациям какой-то общей исходной основы. Показывается также, что эволюция творчества Александра Башлачёва подчиняется определенным закономерностям, среди которых - постепенное избавление от уверенности в своем мессианском призвании, редуцирование тех черт, которые типологически восходят к образу поэта-пророка, поэта-провидца. Кроме того, в статье дается характеристика того, как в творчестве Александра Башлачёва переплетаются христологические, христианские мотивы с мотивами, связанными с мистическими течениями в духе Нью-эйдж, с панрелигиозностью. Наряду с этим статья содержит ряд наблюдений, касающихся текстологии песен Александра Башлачёва, невозможности автоматического применения к ним традиционных принципов критики поэтического текста. Последнее обстоятельство делает предлагаемую статью интересной не только для специалистов по творчеству Александра Башлачёва или рок-поэзии в целом, но и для всех тех исследователей, которые занимаются изучением аудиального компонента художественного слова.
|